блог
24.09.2021 14:25

Главные тренды в развитии социальных медиа (часть 1)

В январе 2021 года, количество пользователей социальных сетей в России превысило 90 млн. То есть больше половины населения страны, или почти вся экономически активная его часть, так или иначе общается и обменивается контентом в этой среде. Для многих социальные медиа уже заменили медиа классические. Коммуникационные технологии, которые используют соцсети, трансформируют общество, создают новые способы потребления информации и формируют новые бизнес-модели. Разобраться в том, какие тренды определяют развитие соцсетей и влияют на их популярность, помогают эксперты аналитической платформы Teqviser. В сегодняшней публикации речь пойдет о технологиях дополненной реальности.

Дополненная реальность – самая перспективная технология для межличностных коммуникаций

Это кадры из британского научно-фантастического сериала «Черное зеркало» (Black Mirror, 2013-2019). В серии«Пикирование» (Nosedive), вышедшей в 2016 году, авторы рассуждали на тему повсеместного использования личного социального рейтинга человека. Концепция строилась на технологиях дополненной реальности (AR): общаясь, герои в режиме реального времени видели социальные рейтинги друг друга.

Пять лет назад это воспринималось как фантазия на тему далекого будущего. Но так ли это будущее далеко? Возможно, оно уже наступило?

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) – технология, позволяющая накладывать виртуальный контент различных форматов на объекты физического мира и делать его интерактивным.

AR-технологии настолько активно развиваются, что для их полномасштабного внедрения в различных отраслях остается все меньше технологических препятствий.

Статистика количества научных публикаций, патентов и инвестиционной активности, связанных с технологиями дополненной реальности, за последние пять лет, собранная аналитической платформой Teqviser, фиксирует рост по всем направлениям.

Так, в 2015–2020 годах ученые и исследователи опубликовали 25 тыс. статей по теме AR: за последние 5 лет количество публикуемых научных статей в год по этой теме выросло на 140%.

Лидируют с точки зрения научной активности в сфере AR США, Германия и Япония. Россия, где активнее всего научную работу ведут Университет ИТМО, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Казанский федеральный университет, занимает в этом списке 26 место.

Количество ежегодно регистрируемых патентов, связанных с разработками в сфере AR, за последние пять лет выросло еще больше — на 160%. С 2015-го по 2020 год выдано 36 тыс. патентов (для сравнения, по технологиям виртуальной реальности за этот же период зарегистрировано 22 тыс. патентов).

Больше всего патентов выдано в США, Китае и Южной Корее. Россия занимает 13 место в мире по количеству выданных патентов, больше всего патентов в России по теме AR получили компании Samsung и Ericsson.

Верят в AR-технологии не только ученые, но инвесторы: общий объем инвестиций в данное направление в 2020 году увеличился больше, чем в 2 раза по сравнению с 2015 годом. Самые крупные инвестиции получила компания Magic Leap, которая разрабатывает AR-очки с функционалом, способным полностью заменить смартфон. Мировые лидеры инвестиционной активности — США, Великобритания и Китай.

Ведущие аналитики прогнозируют для рынка AR колоссальный рывок со среднегодовым темпом роста (CAGR) более 40%, а самым перспективным направлением для использования технологий дополненной реальности после игрового считают индустрию медиа и развлечений.

Это подтверждают крупные инвестиции владельцев социальных сетей в разработчиков технологий дополненной реальности:

Источник: поисково-аналитическая платформа Teqviser

 

Владельцы соцсетей вкладываются и в собственные разработки технологий дополненной реальности, судя по росту их патентной активности в этой сфере. Особенно заметен в этом процессе Facebook: он занимает самую активную позицию среди социальных сетей в сфере AR, а в 2020 году компания вышла на 3 место в мире по количеству зарегистрированных патентов в области дополненной реальности среди всех игроков.

Источник: поисково-аналитическая платформа Teqviser

При этом дополненная реальность уже довольно заметно присутствует в социальных сетях. Первым применением можно считать AR-маски. Трёхмерные модели, которые накладываются поверх реального изображения в смартфоне, популярны у пользователей, которые хотят улучшить свою внешность или развлечься. А бренды и крупные компании используют эту популярность в маркетинговых целях: для рекламы товаров и онлайн-примерок.

Первой этот функционал реализовала социальная сеть Snapchat в 2015 году. Сегодня в Snapchat пользователи могут не только применять AR-маски, но и играть в AR-игры (Snappables AR) и совершать покупки с возможностью онлайн-примерки (Shoppable AR).

Около пяти лет назад функции с применением AR появились также в Facebook и Instagram: в Facebook это игры с дополненной реальностью (Asteroids Attack и Don't Smile) и возможность добавлять AR-эффекты в рекламные видеоролики, в Instagram — AR-маски и функция виртуальной примерки. Российская социальная сеть «ВКонтакте» запустила функцию создания и применения AR-масок в 2017 году, а китайский TikTok добавил AR в 2020-м.

Но некоторые разработчики социальных медиа пошли дальше:

В мае этого года в App Store и Google Play появилось приложение Spotselfie. Эта соцсеть с помощью технологии дополненной реальности позволяет пользователям публиковать виртуальные объекты, изображения, видео, стикеры и другие цифровые материалы с привязкой к местоположению. Эти объекты можно просматривать через камеру смартфона и оставлять к ним лайки и комментарии.

Компания Snap Inc. (владелец социальной сети Snapchat) с 2015 года разрабатывает умные очки Spectacles. Первые поколения очков позволяли делать фото и видео с помощью встроенных камер и загружать их в Snapchat. Последнее поколение очков, которое Snap Inc. презентовала в мае этого года, уже содержат функционал дополненной реальности. В новые Spectacles встроены дисплеи, которые реалистично накладывают виртуальные объекты на окружающий мир. Кроме того, они оснащены двумя камерами, четырьмя встроенными микрофонами, двумя стерео-динамиками и сенсорной панелью, чтобы максимально погружать пользователя в дополненную реальность.

Собственную AR-гарнитуру разрабатывает и Facebook (Facebook Project Aria AR). А в конце июля 2021 года компания объявила о начале создания «метавселенной» —виртуального пространства с цифровыми мирами, в котором пользователи смогут общаться и перемещаться независимо от физического местонахождения. Разработка будет основана на связи физической, дополненной и виртуальной реальностей.

Растущая научная и инвестиционная активность в области AR-технологий вместе с бурным развитием и внедрением их крупнейшими социальными сетями способны серьезно изменить взаимодействие человека с информацией, компьютерами и даже с другими людьми уже в ближайшее время. А заодно разнообразить потребляемый контент и его качество. Это лишь один из трендов в сфере новых информационно-коммуникативных технологий, в следующей публикации мы разберем прямые эфиры, как самый перспективный функционал для социальных сетей.

блог
Хотите попробовать нашу платформу?
Откройте потенциал внешних данных
Получить демо-доступ